Дети могутОдна моя пожилая знакомая, рассказывала, что с пяти лет активно помогала матери по дому, возилась на огороде, ходила пасти телёнка, а после рождения младших братьев через три года быстро научилась за ними ухаживать и стала главной их нянькой.
Другая ещё более пожилая дама рассказала, что с трёх лет нянчила младшего брата, обслуживала его без всяких нареканий со стороны матери, доила козу, мыла полы, вообще, всесторонне помогала по хозяйству.
У обеих женщин есть взрослые дети. Что интересно, у первой самостоятельный сын, который всему научился сам и даже умеет готовить (при этом в семье не учился почти никаким хозяйственным навыкам и его пример, скорее, является исключением из правил), но не очень способная к ведению хозяйства дочь, не умеющая даже замесить тесто на пироги и в случае наплыва гостей вызывающая маму в качестве скорой помощи. У второй женщины взрослый сын не умеет делать по дому практически ничего и любой контакт со столярными инструментами заканчивается травмой. Обеим я задала вопрос: почему так? Ведь сами они с детства были самостоятельными и всесторонне обученными для ведения домашнего хозяйства. Первая ответила: «Я всегда думала, что мои дети не смогут сделать всего того, что делала я». Вторая ответила немного иначе: «Я всегда знала, что сама сделаю лучше, а он себе только пальцы молотком отобьёт». И вот результат – пожилые дамы отлично приспособлены к жизни, а их дети нет. И всё бы ничего, если бы всю жизнь мамы были при детях и всё «делали лучше» за них. Но так не бывает. Расстановка сил Хорошо для мамы с подрастающими детьми, которых она не обучает ведению хозяйства, если детей у неё 1-2, не больше. С одним-двумя детьми нетрудно справляться, и всё хозяйство мама может взвалить на себя. С троих детей начинается кризис. Так же хочется поддерживать порядок на прежнем уровне, но сил уже не хватает. Природа мудро позаботилась о том, чтобы у родителей в определённый момент стало недоставать физических ресурсов на ведение хозяйства. Автоматически отец делегирует часть своих домашних полномочий сыну, а мать дочерям. Происходит передача бытового опыта. Дети получают простые, но бесценные для будущей жизни навыки, а родители существенное облегчение. Поэтому никогда взрослые не должны отстранять детей от ведения хозяйства. Даже если в семье только один ребёнок, нужно подумать о его развитии, обучая простым домашним делам. Кроме того, часто случается так, что семья расширяется спустя 5, 10 и даже 15 лет после рождения первенца. И тут родители с ужасом понимают, что не могут привлечь своего старшего в качестве помощника, потому что не научили его почти ничему. Я знала одну девочку, бабушка и мама которой кормили её с ложечки до четырёх лет, боясь, что она не наестся или испачкается. До второго класса средней школы они её каждое утро сами одевали и обували. В итоге это превратилось в каторгу для всех, потому что, оказавшись в школе, девочка не могла аккуратно пользоваться столовыми приборами и постоянно пачкалась. Кроме того, ела она, набивая себе рот едой до тех пор, пока туда уже ничего не вмещалось, и только тогда начинала жевать. Выглядело это крайне неэстетично. С одеждой разрослась другая проблема – утром в школьной раздевалке девочке помогали разоблачаться и переобуваться бабушка или мама. Они же приходили на помощь по окончании уроков. Зато самостоятельно переодеться на физкультуру, а потом вновь надеть форму после физкультуры, девочка могла с трудом, из-за чего опаздывала на уроки и постоянно получала выговоры от учителей. Что стало с ней дальше, не знаю, но пример очень иллюстративен. Педагоги ругали девочку за медлительность и неаккуратность, а ведь виновата была совсем не она. Ненаказуемая инициатива Дети начинают проявлять хозяйственную инициативу уже довольно рано. Где-то на уровне года и раньше ребёнок пытается сам есть с помощью столовых приборов. Сначала в ход идут пальцы, а потом уже возрастает интерес к вилкам и ложкам. Некоторые родители ошибочно гасят эту инициативу, не желая, чтобы ребёнок испачкался или боясь, что он съест «недостаточно». Что выходит из подобного противостояния, мы уже указали выше. После года малыши начинают интересоваться уборкой. И если справиться с веником или шваброй они ещё не в состоянии, то сложить некоторое количество предметов в игрушечный ящик вполне способны. Пусть всё будет тут же рассыпано, но эта инициатива также должна поощряться. Одна моя знакомая мама троих детей, узнав, что мои дети моют полы, удивилась, сообщив, что у неё эту функцию выполняют роботы-пылесосы, а дети «швабру даже в руках не держали». Купить пару-тройку роботов-пылесосов по карману не всем, к тому же польза сухой уборки или уборка с ползающей по полу тряпкой ещё более дорогого моющего робота-пылесоса весьма относительна. Если у матери два крошечных малыша младше четырёх лет, то помощь может быть существенной, если дети уже значительно старше, то роботы в хозяйстве излишни. Они не только в определённый момент создают дыру в бюджете, но и лишают детей возможности получить бесценные хозяйственные навыки, не говоря о том, что никак не стимулируют развитие трудолюбия и жертвенность. Каждый раз помогая матери по дому и видя результат в виде сияющей чистотой комнаты или радостных улыбок родителей, ребёнок становится не только взрослее и самостоятельнее, но и менее себялюбивым, более способным к жертвенности и самоотдаче. Кроме того, начинает ценить чужой труд. У моей соседки через дорогу семнадцатилетний сын. С младшего школьного возраста он помогает родителям по хозяйству на огороде и во дворе, а с двенадцати лет, когда у него родился младший брат и сил у мамы поубавилось, делает сухую и влажную уборку во всём доме. Именно с тех пор мальчик, как он сам признался мне, стал лучше понимать маму и простил ей её нервные срывы, когда она кричала на него, принесшего с улицы грязь на только что вымытую лестницу. Девайсы: за и против Что касается удобных хозяйственных атрибутов, то, конечно, среди них есть крайне полезные, например, автоматические стиральные машины, способные с меньшими трудовыми и временными затратами качественно отстирать и выполоскать бельё.
Детей очень важно по возможности включать в работу по хозяйству в игровой форме. Причём важна не только игра, но и «игрушки». Аксессуары для уборки должны быть удобными для ребёнка и способными его заинтересовать. Швабра нужна удобная, лучше отжимная, без тряпки, особенно для малышей. Веник может быть цветным, разноцветным. Важно, чтобы эти вещи подходили ребёнку по весу и росту. Очень помогают различные простые ноу-хау, вроде щёток и губок Дишматик – залил в щётку средство от известкового налёта и даёшь малышу поле для действий. Дозатор помогает разумно распределить моющее средство по поверхности. Как-то у нас в доме на кухне не было горячей воды, шла ледяная прямо из скважины. Руки коченели. Отступить от правил и не давать детям мыть посуду не пришлось, да дети и сами взбунтовались против отдыха – выручила губка Дишматик: благодаря ей руки практически не контактируют с водой. Ещё детям очень нравятся пульверизаторы. Для родителей это просто находка – и мальчишки, и девчонки любят водяные пистолеты. А спрей – именно такой пистолет, только с конструктивной функцией. У нас на кухне белая мебель – та, самая, которая всегда должна быть чистой, потому что каждый брызг на ней заметен. Отмывать все эти шкафчики хотя бы раз в неделю для одного человека – мучение. Но мы просто запускаем детей в кухню с пульверизаторами и специальными губками – и за 15 минут всё белым-бело. То же самое дети проделывают с зеркалами. Безопасность Есть круг обязанностей, которые должны быть возложены только на взрослых. Например, мытьё окон, газовой или электрической плиты, работы с электроприборами. Утюг может быть доверен ребёнку только с определённого возраста, когда он уже сможет уверенно держать его в руках. На кухне можно доверять детям нарезку овощей и фруктов, но ножи должны быть адаптированы под детскую руку и координацию. Важно и то, чтобы все средства для уборки были натуральными, экологически чистыми. Даже если вы найдёте для ребёнка резиновые перчатки детского размера, это не убережёт его от вдыхания ядовитых испарений. И, вообще, хорошо, чтобы у малыша была возможность работать голыми руками – это также очень развивает моторику. Самопорядок Отдельная тема – самообслуживание, личная гигиена. Умываться, одеваться, застилать постель, чистить зубы… Это то, чему дети должны научиться в первую очередь. Девочек важно научить ухаживать за волосами. Тогда вам точно не придётся стричь их под мальчика или выпускать на улицу лохматыми, причёсанными в спешке. Моя многодетная подруга из соседнего дома регулярно коротко остригает и сына, и двух своих дочерей. «Не хватает времени на косы», - жалуется она. Младшей дочери при этом три года, заплетаться самой малышке ещё сложно, а старшей уже 8 лет, и даже хвостик себе сделать она не сможет, потому что волосы коротко острижены. Внешне девочек ничем не отличить от мальчишек, это, конечно, вызывает жалость. А ведь если бы старшая была научена хотя бы завязывать хвост на затылке, то могла бы обслужить и младшую. Но дело даже не в этом, а в том, что когда мама очередной раз отводит их в парикмахерскую, они обе в голос кричат, что маме этого не простят и рыдают над своими остриженными волосами. Девочка есть девочка. Поэтому жизнь себе облегчать надо традиционным способом – с помощью передачи навыков и знаний наследникам. Это убережёт всех от больших и малых стрессов во множестве возможных ситуаций: от неожиданной смены обстановки и расставания с родителями до катаклизмов в виде прекращения производства роботов-пылесосов или просто финансовых неурядиц
Мария Смольянина специально для Натуральной Жизни©. Комментарии
Перейти к обсуждению на форуме >>
|