Обучение ребёнка чтению - естественноОстерегайтесь методик и методистов Многие родители примерно через 3-4 года после рождения малыша начинают переживать по поводу того, как и в какие сроки ребёнок должен освоить навык чтения. Ребёнка заваливают букварями, оклеивают стены детской плакатами с алфавитами и слогами и всячески подстёгивают жажду знаний. Причём зачастую родители делают всё это только потому, что их самих подстёгивают – например, педагоги. Многочисленные детские центры по раннему развитию и даже простые разговоры мам на детских площадках, где обсуждаются последние достижения развитых дошколят, сводят с ума родителей, ещё не научивших своих чад чтению. При этом нам часто внушают, что обучение ребёнка чтению лучше доверить специалистам и специальным методикам, разработанным этими специалистами. Нам говорят, что «постановка руки» и запоминание букв и слогов жизненно важны для процесса обучения. Беда в том, что большинство этих советов просто не соответствует действительности. Подходящий возраст для начала обучения чтению Конечно же, большинство родителей стараются отдать в школу уже читающих детей. Малышей при этом так усиленно учат перед поступлением в первый класс, что порою начало обучения становится для первоклассника невыразимой скукой как повторение уже дважды и трижды пройденного. Лихорадочное обучение мамами (бабушками) своих дошколят чтению напоминает ситуацию, когда уставшая домохозяйка разоряется на уборщицу и начинает наводить порядок перед её приходом: дескать, неприлично же показывать немытые углы. Так же и со школой. Родители берут в обучении своих детей низкий старт ещё до школы – ради того, чтобы предъявить педагогу замечательно обученного ребёнка. Но действительно ли дошкольный период – это лучший возраст, чтобы начать учиться читать? Интересные исследования находим у Луизы Бейтс Эймс, директора по исследованиям Института развития ребёнка (США) и автора более 15 книг по развитию детей младшего возраста. В книге Эволюционный подход к проблемам чтения Эймс говорит, что «задержка в навыке чтения является профилактической мерой в предотвращении всех проблем, связанных с чтением в дальнейшем». Важно понять, что дети дошкольного и даже младшего школьного возраста не готовы физиологически к активному чтению. Детей можно обучать постепенно, используя их собственный интерес к чтению, но нагружать ребёнка литературой нельзя до достижения им возраста 8-10 лет – именно в этот период малыш созревает физиологически для более активного чтения. «Выжидательный» период, постепенное, осторожное, не насильственное (без методик) знакомство с книгой помогает детям развивать логические навыки и предотвращает разочарование и уныние, связанные с чтением. Сочетание методов Еще одно заблуждение, которое смущает всех родителей, что должен быть один строгий подход к обучению. Когда ребёнка начинают водить от плаката к плакату изо дня в день, или складывать перед ним одни и те же кубики с буквами, или перелистывать страницы одной и той же азбуки, то и дело возвращаясь на предыдущие страницы для закрепления материала, учёба становится невыразимо скучной. Умные родители переходят на индивидуальный стиль обучения своего ребёнка, варьируя множество методик, импровизируя тут и там, и в итоге находят метод, который работает лучше всего. Проверка знаний Привычным для наших школ методом проверки понимания прочитанного является тестирование ученика – ребёнку задаются вопросы по тексту рассказа, на которые он должен логически ответить. Практически все хрестоматии для школьников содержат такие тест-вопросы в конце каждого произведения. Оставив в стороне небезосновательный тезис о том, что подобное членение хрестоматии напоминает разделку куриной туши, а никак не сборник художественных произведений, заметим, что если дать ребёнку в руки интересную ему книгу (разумеется, проверив её на «экологичность» и чистоту морали), он и сам без всяких контрольно выстреливающих вопросов изумительно поймёт и запомнит текст. Видимо, мы совсем разучились доверять нашим детям, что стараемся контролировать даже процесс запоминания, не позволяя ребёнку просто радоваться интересной сказке. Обучающая среда Читайте своим детям каждый день. Чтение вслух стимулирует воображение ребёнка и приводит к желанию читать самостоятельно. Некоторые дети, слушая читаемые им родителями по вечерам сказки, загораются такой сильной жаждой узнать, «что было дальше», что осваивают навык чтения за считанные дни. Причём в данном случае всё происходит наиболее естественно, и если с ребёнком такое случилось, значит, он безусловно физиологически созрел для самостоятельного чтения. Читайте сами. Ребёнок учится, наблюдая за своими родителями. Если ваш ребёнок видит вас регулярно читающими, через некоторое время он будет делать то же самое. Если вы часами сидите перед телевизором или, прогуливаясь с коляской, убиваете время, поедая чипсы, не удивляйтесь, когда ваш ребёнок захочет делать то же самое. Не начинайте процесс обучения слишком рано и не подталкивайте ребёнка, если он не готов или не изъявляет никакого желания. Позвольте малышу учиться в его собственном темпе. Нет никакой спешки, тем более что, помимо чтения, есть и другие способы приобретения знаний. С чего начать? Не ищите подробного руководства. Чтение – это процесс, который у некоторых детей разворачивается медленно, а у других быстрее. Есть дети с художественным восприятием мира, которые более склонны к живописи, чем к литературе, нередко они позднее начинают читать, и они могут за жизнь прочитать очень мало книг: они будут черпать знания из созерцания архитектуры, скульптуры, живописи; из лекций, проповедей, путешествий, паломничеств, - но при этом они будут столь же интеллектуальны, как их сверстники, научившиеся читать в 3 года и прочитавшие всю школьную библиотеку к началу третьей школьной ступени. Впрочем, не будем кривить душой, интеллект начитанностью не измеряется. Знайте, что достижения детей ваших друзей или соседей не являются критерием оценки развития вашего ребёнка. И так же методики обучения чтению других детей могут быть совершенно неподходящими для ваших собственных. Конкретные шаги Изучение алфавита и звуков является основой чтения. Следующим шагом будет узнать простые слова, которые легко запомнить визуально. Такие слова можно рисовать вместе с ребёнком, а потом куда-нибудь их наклеивать, делать аппликации и т.д. Постепенно из уже запомнившихся слов можно составлять незабываемые выражения. Незабываемость – очень важный нюанс. Если вы составите предложение «мама мыла раму», ребёнок подсознательно может отвергнуть его как скучное – и не запомнить ни слогов, ни слов. А вот, к примеру, фразу «коза пасла кота» малыш запомнит с удовольствием и ещё будет и повторять, и варьировать, и сочинять нечто аналогичное. Но не переусердствуйте. Если у ребёнка пропадает интерес к обучению, нужна пауза. Иначе огонёк погаснет. Предоставляйте ребёнку доступ к интересным, лёгким и красочным книгам. Разузнайте, какие темы больше всего вызывают интерес у малыша. Это животные? Прекрасно. Сделайте подборку хороших книг о животных и обеспечьте ученику полный к ним доступ. Уменьшите объём телевизионной информации – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Если это не конструктивные развивающие передачи, мультфильмы и игры, то в жизни ребёнка их и вовсе быть не должно. Дозируйте информацию разумно. Включенный с утра до ночи телевизор - пусть даже на самом «экологически чистом» детском канале – отнимает желание учиться читать. И самое главное. Получайте удовольствие, обучаясь чтению вместе со своим ребёнком. Открывайте для себя мир чтения заново. Почувствовав ваш интерес, малыш и сам заразится им, и именно это станет залогом вашего общего успеха. Мария Смольянина, лингвист, литератор, педагог специально для Натуральной Жизни©. Статья иллюстрирована фрагментом картины Фредерика Уоррена Фрира "Мать читает ребёнку".
КомментарииПерейти к обсуждению на форуме >> |