Тектонические плиты из крекеровНаука для детей должна быть увлекательной и иногда... вкусной. Нам потребуется немного крекеров и взбитых сливок для изучения тектоники плит – движений земной коры, которые приводят к образованию вулканов, гор и океанических впадин.ПриготовлениеПознакомьте детей с вулканами - как правило, для них это одно из самых увлекательных открытий в геологии. Естественно, детям будет любопытно, как вулканы образовались.
Для этого добудьте пачку с крекерами (обычное печенье не подойдёт), взбитые сливки и тарелку. Вместо сливок также можно использовать любые мягкие продукты, такие как джем или арахисовая паста. Мягкая основа потребуется, чтобы имитировать горячую мантию Земли. Объясняем тектонику плитЧтобы погрузиться в тему, посмотрите с детьми интересные книги по геологии, такие как "Битвы каменных великанов".Объясните детям, что Земля состоит из многих слоёв. Самый наружный слой - твёрдый, он охватывает планету, как скорлупа, - это называется земной корой. Земная кора трескается на крупные части, называемые тектоническими плитами. Эти плиты складываются, как пазл, по всей поверхности Земли. Под тектоническими плитами находится слой, называемый мантией. Мантия может течь, как жидкость, если её температура достаточно высока и благодаря высокому давлению. Этот процесс вызывает движение больших плит земной коры, а их движение, в свою очередь, порождает горы и вулканы.
Моделируем тектонику плитТеперь дадим детям представление о том, как тектонические плиты движутся.Вручите каждому из детей тарелку с плотной, но подвижной основой - "мантией". Можно добавить несколько капель красного и оранжевого пищевого красителя или варенья, чтобы придать мантии огненно-оранжевый оттенок, как в книгах по геологии. На верхней части мантии мы разместим два крекера, - это наши тектонические плиты. Объясним детям, что место встречи крекеров называется межплитными границами. Трансформные границыЭто первый вид границ. Две плиты движутся параллельным курсом и притираются друг к другу. Для демонстрации даннго процесса дети должны аккуратно столкнуть крекеры, а затем медленно потереть их краями. Обратите внимание детей на сопротивление крекеров друг другу.Пусть дети прочувствуют, как "плиты" царапают одна другую. Мы можем слышать, как пластины шлифуют края друг друга. Итак, плиты движутся в противоположных направлениях друг от друга параллельным курсом, иногда сцепляясь друг с другом. В результате этого трения происходят колебания, которые мы ощущаем как землетрясения. Дивергентные границыДивергентные границы возникают, когда две плиты отдаляются друг от друга. Чтобы имитировать это, детям нужно аккуратно надавить на каждый крекер, потянув их друг от друга. Наиболее активные дивергентные границы возникают там, где две океанические плиты движутся друг от друга. Горячая магма поднимается вверх, образуя большие подводные лавовые потоки и создавая новые виды дна и даже вулканические острова.Конвергентные границыКонвергентные границы - последний тип границ, и они возникают тогда, когда две плиты движутся навстречу друг другу.Когда две плиты движутся навстречу друг другу, они могут либо сталкиваться, образуя горы, либо одна пластина может заползать под другую в зоне субдукции (над этой зоной формируется островная дуга). В том случае, когда две континентальные плиты сталкиваются, чтобы сформировать горы, вам нужно быстро намочить одну сторону каждого крекера в воде. Поместите их мокрыми сторонами друг к другу, а затем пусть дети аккуратно столкнут пластины. Мягкие крекеры медленно сложатся и образуют горы. Вы можете объяснить, что именно так образовались Гималаи. Зона субдукцииНаконец, рассмотрим зону субдукции. Зона субдукции образуется, когда более плотная океаническая плита заползает под менее плотную континентальную плиту. В результате могут образовываться вулканы. Чтобы имитировать то, как это происходит, дети должны слегка нажать на один из крекеров и подвести его под другой.Чтобы понять, откуда берутся вулканы, проткните несколько отверстий в менее плотном континентальном хребте параллельно зоне субдукции. Когда океаническая плита заползает под материковую плиту, расплавленная и раскалённая магма просачивается через трещины в плите и выплёскивается из вулканических гор.
Наконец, после проделанной работы научный материал можно съесть. Да, наука, это очень мило! Для детей старшего возрастаБолее старшим детям можно объяснить, что наружный слой Земли - это литосфера, которая разбита на тектонические плиты. Литосфера состоит из внешнего слоя Земли, твёрдого и называемого земной корой, и самого верхнего слоя мантии. Плиты литосферы "плавают" на верхнем слое мантии, который называется астеносферой.Натуральная Жизнь©
Владимир Кессельман: Удивительная история математики Людмила Антонова: Удивительная география Комментарии
Перейти к обсуждению на форуме >>
|